Полифункциональная библиотека в современном обществе

Проблема хранения и представления знания приобретает сегодня особую актуальность. Является ли библиотека только местом хранения книг, или она есть еще форма представления знания? Этот вопрос возник сравнительно недавно, когда кризис библиотеки и книги настолько углубился, что стало очевидным, он кроется в кризисе знания, выраженным в противоречии увеличивающегося объема информационного потока устаревшим технологиям его переработки. Первые библиотеки создавались в целях сохранения и упорядочения суммы накопленных знаний. Количественное увеличение информации привело к необходимости создания особых центров ее хранения, в которых существовали бы специальные правила, нормы, ритуалы получения знания.

Знание само по себе упорядочено людьми, историей, архивами, библиотеками. Знания классифицируются в библиотеке с помощью текстовых, математических или графических знаков. Вследствие этого информация может быть отражена в книгах, альбомах репродукций. геометрических фигурах и извлекается читателем путем просмотра, разбора и анализа текста, картины, математических алгоритмов. Таким образом, классификация книг видится нами как классификация представленного в них знания, как классификация системы наук, истории, культуры.

Сегодняшняя библиотечно-библиографическая классификация (ББК) уже не отражает в полной мере систему научного знания и структуру культуры. Многие ее элементы требуют замены или новой интерпретации. Например, под рубрику «философия» попадало практически всё, что имело хотя бы косвенное отношение к философии, да и сейчас рубрика « социальная философия» есть, а «философская антропология» нет. Можно конечно, добавить в существующую классификацию новые разделы и дифференцировать прежние, что сделает ее еще более сложной и трудной для восприятия и понимания. Становится ощутимой потребность в новой классификации литературы в библиотеках, которая предполагает создание другой структурно-тематической модели каталога.

С точки зрения культурологического подхода распределение литературы по каталогам и организация информационного потока должно осуществляться на основе системного понимания культуры. В качестве примера такого рода классификации можно привести систему культуры Э. Кассирера. Он предлагал систематизировать знание и другие виды человеческой деятельности на основе принципа многообразия культурных форм, среди которых выделял прежде всего миф, познание, язык. Миф и искусство, язык и наука являются формами бытия: они есть не простые образы заданной действительности, а они представляют большие правильные линии духовного движения, идейного процесса, в котором конституируют для нас действительное как единое и множественное, как разнообразие форм, которые держатся рядом. Для этого он вводит понятие символической формы и символической функции, так как основные понятия науки и средства, которыми она формулирует свои решения, являются самостоятельно созданными интеллектуальными символами. Заслуга Кассирера состоит в том, что он предложил содержательно-типологический подход к строению культуры, в котором наряду с научным знанием самостоятельное значение получили миф, религия, искусство и иные формы мировоззрения. Поиск органической связи между ними лежит в основе представления библиотеки как целостности культуры.

Библиотека также как и наука оперирует понятиями, знаками, символами, с помощью которых знание приобретает устойчивую упорядоченную и в то же время гибкую форму. Знание содержится в книгах, которые пишутся автором для общества и которые люди могут приобрести либо на прилавках магазина, либо в библиотеке. Таким образом, как и на рынке происходит обращение товара, так и в библиотеке книга совершает путь от автора в библиотеку, из библиотеки к читателю.

Сегодня традиционная библиотека как закрытое книгохранилище, откуда книги выносятся с предварительного разрешения, осмысляется как пространство власти, в котором пересекаются и взаимодействуют права как личности, так и общества, как читателя, так и библиотечного сотрудника. Формой власти или тем, за чем приходят в библиотеку, является знание. Мы видим две противоборствующие стороны: с одной стороны, читателя, обладающего собственными культурными и информационными потребностями, ему необходим для этого доступ к книге; с другой стороны, библиотекаря, который тщательно отбирает книги для хранения их в библиотеке. Библиотекарь сам решает, куда поместить сведения о книге в каталоге, куда поставить саму книгу и сколько экземпляров иметь; кому выдавать и для кого она предназначена. И проблема стоит в следующем: каким образом общество в лице государства подчиняет себе знание и заставляет его служить собственных целям, и как библиотека в качестве особого социального института осуществляет власть над знанием. Библиотека сохраняет знание всех и каждого в отдельности и тоже проводит отбор, устанавливая при этом общие границы распределения и циркуляции знания, возможности удовлетворения потребностей людей в информации.

Интернет, электронные библиотеки, базы данных наряду с библиотекой представляют собой новые способы хранения, обработки и распространения информации. Это иная среда обитания текста. Если напечатанный текст существовал, если его читали и обсуждали, то экранная культура предполагает только циркуляцию информации. Электронная библиотека представляет собой более облегченную форму или способ хранения, поиска и предоставления знания. Этот тип пока реально ограничивается наличием электронного каталога, специальных программ по комплектованию, систематизации и каталогизации документов, открытым доступом. К особенностям новой модели библиотеки можно отнести:

  1. появление новых понятий (наименований), относящиеся как к библиотеке, так и к читателю — «Медиатека». «Информатека», «Потребитель», «Пользователь», возникновение которых связано с все более растущим влиянием и быстрым распространением информационных технологий и масс медиа;
  2. автоматизация библиотечно-библиографических процессов;
  3. появление новых способов хранения, обработки и представления информации (электронные каталоги и картотеки, программы поиска информации);
  4. изменение внешнего и внутреннего облика библиотечных залов (архитектура библиотечного здания).

Электронная библиотека своим информационным ресурсам позволяет отыскивать информацию на расстоянии и тем самым вести диалог с книгой и ее автором, а также другим читателем. В Интернет представлены разные web-странички — тематические, персональные, содержащие сведения о людях, об их увлечениях и интересах, о событиях в мире политике, культуры, науки, индустрии. В сетевой литературе стирается грань меду реальным и вымышленным, все что туда попадает приобретает символический смысл. Пространственная и временная ипостаси произведения, предполагающего диалог читателя и писателя, утрачивают свою значимость ибо информация оказывается практически мгновенно и ее распространение больше не ограничивается пространственными барьерами. Общение книги и читателя, автора и читателя становится интерактивным, не только вневременным но и внепространственным. Однако понимание библиотеки как культурного пространства не ограничивается физической субстанцией, поскольку оно предполагает наличие партнеров по диалогу, наличие темы для осмысления и обсуждения прочитанного текста, тем самым библиотечный дискурс, мультикультурная среда электронной библиотеки и гипертекстовая среда Интернет будет способствовать привлечению гораздо большего числа собеседников и участников разговора, для которых чтение классических книг на бумаге заменяется созданием коллективных текстов посредством сшивания разных идентичных литературных произведений, при котором происходит деконструкция авторского текста.

Электронные библиотеки часто называются медиатеками, что обусловлено доминирующей ролью в информационном обществе масс-медиа, мульти-медиа и других аудиовизуальных средств коммуникации. Заметим однако, что в корне изменилась лишь первая часть слова «библиотека» — «библос», что с греческого означало книга, бумага, папирус. Вторая часть «teca» как помещение, место осталось. Таким образом, следует говорить не об исчезновении библиотеки как места хранения и предоставления знания и книги, как ее составляющей, а об изменении тенденции развития и функций библиотек.

Библиотеки устанавливают свои нормы и предписания, наподобие церковных списков Средневековья. Эти предписания содержат запрет или разрешение на доступ к книгам. Одни книги читатель может взять сам, другие находятся под рукой у библиотекаря, а третьи нужно заказывать в книгохранилище и ждать определенное библиотекой время. Библиотекарь властвует над читателем, равным себе субъектом, и тем самым, обладает кусочком культурного пространства, в котором он находится. Подводя итог, следует сказать, что библиотека является и формой представления знания, и местом, где это знание становится доступным читателям, где происходит его распределение и потребление. Таким образом, можно охарактеризовать библиотеку как культурное и информационное пространство, в котором знание приобретает свою целостность, новое осмысление и представляется обществу через книгу.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий