Государственные национальные библиотеки как образовательные центры

Образовательная функция библиотеки как феномена культуры, существует с момента появления первых библиотек, но значимость этой функции различна в деятельности конкретных культурно-исторических типов библиотек. Очевидно, что дворцовые и монастырские библиотеки были больше книгохранилищами, чем местом для самообразования, а университетские и публичные библиотеки больше местом для самообразования, чем книгохранилищем.

В Античности и на Древнем Востоке библиотеки существовали в двух ипостасях: как книгохранилища и как общественные центры, в задачи которых входило распространение знаний. В эпоху раннего Средневековья возникают библиотеки при монастырях и соборах. На рубеже XIII — XIV веков под влиянием формирующейся университетской культуры в отношении к книге и библиотеке происходит перелом. Монастырская книга в своей духовной и интеллектуальной функции играла, прежде всего, роль сокровища. В отличие от этого университетская книга становится инструментом познания. В Париже, Болонье, Падуе, Оксфорде возникают библиотеки при университетах. В эпоху Просвещения увеличение объема литературы по естествознанию, истории, искусству в библиотеке усиливает ее образовательную функцию. В XVIII веке образовательная функция библиотек реализуется в доступности книг и информации обществу. В XX веке доминирующим типом библиотеки становится массовая публичная библиотека. Главными задачами библиотеки в СССР виделись пропаганда книг, руководство чтением, формирование и регулирование читательских интересов. Библиотека, как музей и театр была важной составной частью культурного пространства города.

У библиотеки есть некоторые универсальные черты, независимые от культурно-исторического типа. Система регулирования доступности информации и система регистрации читателей, контроля читательского спроса влияли на библиотечную политику, изменение роли библиотекаря и роли читателя в истории, выступали формой существования идеологической власти государства. В каждой библиотеке существовали определенные цели, задачи, обязанности, правила и нормы. Обычно идеологические, ценностные ориентации библиотеки оказываются встроенными в ее технологию, и это заставляет более пристально проанализировать разного рода как внешние приказы, положения, инструкции государственных институтов, так и внутренние правила порядка. Библиотека, кроме того, что она является книгохранилищем, культурным центром, сосредоточием духовного наследия, выступает как сцена политических, социальных, экономических, культурных преобразований. Государство диктует ей условия существования, дает право на приобретение, хранение и выдачу книг. В библиотеке всегда хранились книги официально разрешенные и запрещенные к чтению, и это различие было частью стратегии власти. Читателю предписывали читать либо церковные книги, либо произведения классиков марксизма-ленинизма. Система регистрации читателей представляет собой характеристику потребностей культурного человека своего времени. Читательские формуляры и библиотечные карточки это не просто запись книг, которые выданы библиотекарем и прочитаны читателем. С их помощью библиотека организует комплектование, систематизацию и каталогизацию книг, учитывает спрос на отечественные и зарубежные издания. Если раньше регистрировали сколько книг выдано и прочитано, кто, что читает, то сегодня при регистрации читателей рассматриваются такие критерии, как: численность читательской группы, статус читателя, мотивы выбора именно этой библиотеки. Библиотека формирует субъекта, работающего с книгами, и само знание, которое хранится в ней. Одновременно она проводит отбор книг, устанавливает при этом общие границы распределения и циркуляции знания и задает условия возможности удовлетворения потребностей людей в информации. Современная библиотека — это культурно-информационный центр города, система хранения, упорядочивания, представления социальной информации. Она осуществляет интеграцию знания и культуры, объективированных в книжном потоке. Современная библиотека — библиотека публичная, ее культуросберегающими функциями остаются хранение, систематизация, представление и доступность информации.

Обзор отечественной и зарубежной литературы, посвященной деятельности и функционировании национальных библиотек, позволяет выявить необходимость усиления образовательной роли национальных библиотек. В Израиле, Японии, Дании, Франции национальные библиотеки наряду со своими традиционными функциями выполняют функции университетской библиотеки. Усиление дифференциации читателей, появление отраслевых специализаций в обслуживании читателей национальных библиотек привело к необходимости создания подсобных фондов при читальных залах, к обеспечению доступа к информации на расстоянии, к библиотечной кооперации в области использования фондов, к созданию распределенного национального фонда, понимаемого как конгломерат всех фондов. Британская библиотека в этих целях заключила соглашение с национальными библиотеками Шотландии, Уэльса, с университетскими библиотеками Кембриджа и Оксфорда.

В отечественной теории и практике библиотечного дела исторически особая роль отводилась библиотекарю и его взаимоотношениям с читателем. Руководство чтением как целеориентирующая деятельность и подготовка читателя к самообразованию, которые классики российского библиотековедения Н. А. Рубакин и А. Я. Айзенберг рассматривают не только как познавательный процесс, но и средство воспитания, непрерывное обновление интеллектуального арсенала, составляют содержательные аспекты образовательной функции библиотеки. Н. А. Рубакин первым из библиотековедов России пытался поставить на научную основу проблему изучения читателя, и вопрос о влиянии книги на читателя. В своих известных трудах «Этюды о русской читающей публике», «Психология читателя и книги (введение в библиопсихологию)» и других Н. А. Рубакин рассматривал проблемы чтения и самообразования, заложил основы библиопсихологии, теории чтения, а также разработал методы изучения читателей и спроса книг.

Руководство чтением — это создание таких условий, которые позволяют помогать читателю сознательно выбирать направление и систему чтения, внутренне мотивировать свою организацию чтения, формировать новые читательские интересы. Некоторые ученые считали, что в руководстве чтением нуждаются только читатели с низким уровнем подготовки. Сегодня старая теория руководства чтением отрицается специалистами и библиотекарями. На вопрос: «Рекомендуете ли вы книгу читателю?», — многие библиотекари отвечают, что рекомендация — это некоторое насилие над свободой выбора читателя. Немногие сходятся на том, что направлять читательские интересы нужно незаметно для самих читателей

В современном обществе комплектование фондов производится самой библиотекой: библиотеки осуществляют систематизацию и каталогизацию книг, библиограф решает куда поставить ту или иную книгу, какие книги можно списать, какие оставить на открытом доступе, и какие нужно сегодня рекомендовать читать. Таким образом, когда читатель приходит в библиотеку, он имеет дело с документальным потоком, отобранном библиотекой для чтения.

Отсюда следует два интересных взаимоисключающи вывода. С одной стороны, читатели, особенно студенты, стремятся удовлетворить свои запросы без помощи библиотекаря и самостоятельно осуществить выбор необходимой им литературы. С другой стороны, студенты — читатели, не обладая высокой культурой чтения, не имеют возможности ее развить в библиотеке, поскольку не используют библиографа-ыконсультанта в качестве руководителя чтением. Авторитетом является не библиотекарь, а преподаватель, определивший список литературы по своей дисциплине.

В последнее время в библиотечной практике не пользуются методами руководства чтением, ибо считают, что принцип свободы в получении информации в библиотеке реализуется через самостоятельный выбор читателем ассортимента и объема необходимой литературы. Исключение функции консультанта, методиста, воспитателя книжной культуры из профессиональной деятельности библиотекаря, превращает массовую библиотеку из культурно-информационного центра в простое книгохранилище.

На самом деле библиотека может:

  1. комплектовать свой фонд с учетом образовательных потребностей студенческой молодежи, совместно с ведущими вузами города;
  2. создавать специальные каталоги учебной литературы, основываясь на универсальных требованиях государственных образовательных стандартов;
  3. последовательно, с помощью современных информационных технологий возвращать молодежи вкус к книжной культуре.

Руководство чтением как средство воспитания, как непрерывное обновление интеллектуального арсенала, может составить содержательные аспекты образовательной функции библиотеки.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий