Феноменология целого в учении веданты

[24]

Раскрытие взаимоотношения части и целого составляет одну из фундаментальных философских проблем. В разных аспектах они отрабатывались многими крупнейшими философами (В. Дильтей, Э. Гуссерль, Г. Гадамер, М Мерло-Понти, Н.О. Лосский). Как один из наиболее важных результатов этих исследований можно выделить наличие довольно тезисной взаимосвязи онтологической системы и феноменологического метода. Интересно отметить, что подход к проблеме части и целого, основанный на определенной взаимной дополнительности онтологии и методологии, содержится в учении веданты — одной из основных классических школ Индии. Одной из центральных методологических проблем веданты является проблема конструирования Я к миру. Онтологическое учение выступает, с одной стороны, как теоретическая основа для решения этой и других методологических проблем, и с другой стороны, само является опытным полем феноменологического рассмотрения

Согласно теистическому учению веданты, основные онтологические элементы составляют живое существо (индивидуальное Я), материальная природа и Высшая Реальностью Высшая Реальность рассматривается как целое, а живее существо и материальная природа как части. Высшая реальность определяется последовательно онтологически как изначальный источник всего, причина всех причин, и, наконец, как Высший Субъект. Такой подход формирует персональную онтологию и феноменологию. Отношение Высшей Реальности и материальной природы рассматривается через понятие времени, а высшей реальности живого существа — через понятие, чистых, не обусловленных материальной природой, любовных взаимоотношений (бахакти). Отношение же живого существа и материальной природы рассматривается через понятие деятельности (кармы). Иерархии онтологических элементов соответствует определенная иерархия отношений, в которой бхакти обладает высшим статусом, а карма низшим. При рассмотренном выше подходе ни индивидуальное бытие, ни феноменальный, ни трансцендентный мир не рассматривается изолированно.

В контексте такого подхода сущность субъекта определяется двояко: субстанционально (Как вечная духовная сущность, брахман (бытие в себе)), и интерсубъективно (я как связанное неразрывными отношениями с Высшим Субъектом (бытие для Него)). Первое определяет его онтологического статуса материальной природы состоит в том, что она опосредует взаимоотношения живого существа и Высшей Реальности, в случае интенциональной отстраненности живого существа от Высшей Реальности и эгоистической сосредоточенности на самом себе. С одной стороны, интенциональная обращенность живого существа К высшей реальности проявляет полноту его онтологических атрибутов, [25] а индивидуальная особенность этой обращенности — уникальную индивидуальную духовную форму живого существа.

В теистических школах веданты, в отличие от монотеизма адвайта-веданты индивидуальность как Я, так и Высшего Субъекта полагается вечной и выступает как необходимое условие реализации взаимоотношений между ними. Отметим, что в других системах классической индийской философии понятие связи субъекта с Абсолютной Истиной рассматривается, по существу, имперсонально: в ньяи интенция субъекта обращена на свою ноуменальную сущность, в вайбхашике — на материальные первоэлементы, в санкхья — она ограничена жестким детерминизмом описания причинно-следственных связей феноменального мира, в карма-мимансе — акцент на деятельность ради их вещественных результатов. В западной философии как аналоги этих подходов можно выделить логический позитивизм, атомизм, механицизм, деизм, прагматизм

Поскольку онтологический статус субъекта определяется характером его интенциональной направленности, понятно центральное положение сознания в онтологической и методологической системах веданты. Обращенность Я исключительно к феноменальному миру, осуществляемая вне его изначальных взаимоотношений с Высшей Реальностью, рассматривается как нарушающая онтологическую ценность Я и приводящая к свертыванию духовной формы субъекта

Поскольку этот конфликт — онтологический, он проявляется во всех сферах бытия субъекта (этической и социальной и пр.) Подробное рассмотрение этого онтологического конфликта и его преодоление дается в 15-ой главе «Бхагават-гиты», «Бхагавата Пуране» и др. текстах

Связь Я и высшего Субъекта, согласно теистическим школам веданты, рассматривается не просто как отношение, но как взаимоотношения. С этой точки зрения бытие субъекта можно рассматривать как непрекращающийся диалог с Высшим Субъектом. Не только какая-то отдельная деятельность субъекта: поступок, жертва, аскеза, совершается для Него («Бхагавад-гита» 9,27), но и все его существование выступают как участие в этом диалоге. Исходя из этого принципа бескорыстных, немотивированных эгоистическими стремлениями отношения Я к Высшему Субъекту, оно обретает способность совершать, казалось бы, самую рутинную, бытовую деятельность в сознании пира, праздника, фестиваля — поскольку вся эта деятельность осуществляется на принципиально ином онтологическом уровне и расширяет трансцендентный опыт живого существа.

В заключении можно отметить, что актуализация понятия отношения в теистических школах веданты позволяет. с одной стороны, сформулировать развитую онтологическую систему части и целого, преодолеть полярное противопоставление единство-множественность и сведение онтологической системы к чистому монизму или частному плюрализму, а с другой стороны представить конкретную методологическую систему

Похожие тексты: 

Добавить комментарий