Ислам в посткоммунистическом Тбилиси

[85]

В период существования коммунистического режима, религия, что вытекает из государственной идеологии, находилась под строгим контролем. Многолетняя антирелигиозная система в обществе сформировала хладнокровие по отношению к религии, так как поколения воспитывались на атеистических принципах.

После распада Советского Союза, вместе с другими процессами, начался и поворот масс к религии. Произошло их более заинтересование собственным вероисповеданием, т. е. стали активными верующими.

На постсоветском пространстве Грузия, с конфесиональной точки зрения, представляет одну из самых интересных стран. В частности, Тбилиси, где исторически собирается много религии и религиозные течения. А их мирное сосуществование, во всех эпохах, составляла одну из обязательных забот грузинской дипломатии.

Значительная часть населения Грузии (как грузинское, так негрузинское) является последователями ислама. Сейчас в Грузии приблизительно 300 тысяч мусульман. В их число входят как активные, так пассивные верующие.

В Грузии, изучению проблематики ислама на фоне советской идеологии, уделялось определенное внимание. Этот вопрос и сегодня вызывает заинтересованность ученых, что подразумевает [86] как собственно исламоведческих тем, так и исследование политико-идеологических и культурных аспектов исторических взаимоотношении Грузии с мусульманским миром.

Коренное мусульманское население Тбилиси состоит из азербайджанцев, лезгинов и казанских татар. К их числу прибавляются приезжающие в столицу граждане различных мусульманских стран (Иран, Турция, Пакистан и др.), для которых Тбилиси представляет место временного жительства.

Ислам для верующих является моральным и юридическим кодексом, которому подчиняются все сферы их жизни.

В настоящее время в мире общее количество мусульман превышает 1,2 миллиарда. Предполагают, что в ближайщее время их число станет равным числу последователей христианства, т. к. мусульман характеризует сильный демографический импульс и в этом отношении мусульманское население Грузии не является исключением. Естественный прирост в среднем на 1000 азербайджанцев равен 22,8 а на 1000 грузин составляет 7,6 1. В Грузии азербайджанцы создают самую многочисленную общину. По данным описи населения 2002 года, азербайджанцы составляют 1,4% населения Тбилиси, т. е. 15,654 человек. В постсоветский период, на фоне общего подъема религиозности, возрастает и самосознание мусульман. Предметом нашего научного исследования является быт мусульман, темп религиозной активности, а также их конфессионные взаимоотношения как внутри собственно ислама, так и с последователями других вероисповедании. Интересна и трансформация, которую пережил ислам в течении веков в Тбилиси.

В настоящее время существующую мусульманскую общину по своему религиозному течению можно разделить на две части — суниты и шииты. В столице число шиитов превышает числу сунитов 2. В Тбилиси — одна действующая мечеть, которая была построена [87] в 1864 году казанскими татарами. Поэтому мусульмане ее называют мечетью «казань-татара». А что касается шиитского населения, то они производят богослужение в мечети имени Шах-Йсмаила, на краю моста Метехи, которую тбилисские мусульмане сегодня называют мечетью Шах-Абаса I. Упомянутую мечеть разрушили осенью 1951 года.

В связи с этим фактом существуют две версии: официальная — разрушение мечети было обусловлено происходящим строительством моста и неофициальная — во время траурной мистерии «Шах-Сея-Вах-Сея» имело место смертность верующих мусульман.

После этого тбилисские мусульмане исполняют намаз вместе с сунитской мечети. Это беспрецедентный случай, когда, несмотря на историческое противостояние, шииты и суниты ходят молиться в одну мечеть.

В Тбилиси противостояние между этими двумя течениями в определенный период (1951-1996 гг.) выражалось в том, что мечеть была разделена черной занавеской, и с одной стороны молились суниты, а с другой — шииты.

В 1996 г. в мечети был назначен новый Имам-хатыб, марнеульский азербайджанец, шиит Али Алиев, который также является полноценным представителем кавказских мусульман в Грузии. По его приказу в мечети сняли занавеску и намаз стали совершать вместе.

В мечети иерархические ступени разделены между шиитов и сунитов. Духовного священника сунитов представляет дманисский азербайджанец Иасин Алиев. Мола — тбилисский азербайджанец Вагиф Акперов. Духовное образование он получил в тбилисском медресе, которое в советский период функционировало неофициально. А сегодня его существование приняло официальную форму. В медресе преподают отделные богослужебные предметы. Среди учителей есть и приглашенный из Ирана педагог. Если учесть это, то легко догадаться, что в медресе обучение идет в основном по линии шиизма.

Подчиняется тбилисская мечеть азербайджанскому муфтиату.
[88]

Определенную помошь мечети и мусульманам, в основном — в виде религиозной литературы, осуществляют посольства Ирана и Турции. Кроме этого с их помощью молодые мусульмане посылаются в религиозные училища 3 других мусульманских стран, где они получают высшее духовное образование.

В тбилисской мечети производится только молитва по пятницам, т. е. «джума-намази». Молитва начинается приблизительно в 13 ч. 20 мин. тбилисского времени.

Перед его началом производится азан(ь) (призвание к молитве). Намаз длится полчаса. По его окончании «хутабэ» не читается. В мечеть, в основном, ходят мужчины. Женщины не имеют право молиться вместе с ними. Они входят в мечеть после того, как оттуда выйдут мужчины. Женские молитвы, в основном индивидуального характера. Число приходящих в мечеть женщин невелико, и они большей частью — старые люди. Женщины в мечети собираются только по праздникам.

В это время женщины и мужчины стоят вместе, но в разных сторонах мечети и так выполняют ритуальные действия.

Среди тбилисских мусульман есть несколько хаджи, отправление которых в Меку происходит после соответствующего финансирования.

Мусульманское население Тбилиси ежегодно отмечает свои религиозные праздники: «Курбан-байрам», «Фитри-байрам» и «мохарам» т. е. религиозная мистерия «шах-сей-вах-сея». «Курбан-байрам» и «Фитри байрам» в Тбилиси фактически сохранились в прежнем виде и не потерпели никаких изменении. Во время этих праздников, после исполнения соответствующего ритуала во дворе мечети режут жерственного животного (барана или корову), и мясо раздается как сунитским, так и шиитским бедным семьям.

Значительную трансформацию пережил «Шах-сей-вах-сей», который посвящается памяти погибшего 680 г. 10 могарама в Кербалу третьего имама шиитов Хусейна.
[89]

На сегодняшний день «Могарам» представлен двумя днями — это «тасуа» (девятый день) и «ашура» (десятый день), когда в мечети происходит чтение «поэзэ» (мученическая смерть шиитский святых).

Во время «роузэ» исполняется «синэ-зан» (удар рук по груди в знак траура), «занджирзан» (удар цепью по спине). В этом ритуале самобичевания принимают участие мужчины, женщины и дети. На этой шиитской мистерии присутствует, но не принимает в ней участие, духовный лидер суннитов, что является символом благосклонности тбилисских мусульман.

Надо отметить, что в 80-е годы «дасте» уже не существовало 4. Сегодня оно состоит из двух компонентов «синузан» и «занджирзан». Как видно, в конце 90-х годов ритуал самобичевания восстановил себя в «могараме».

В общем, трансформация «магарама» выразилась в освобождении его от элементов фанатизма. Существующее среди тбилисских шиитов самобичевание — только отпечаток прошлого «могарама» и он значительно отличается от ритуала, проводимого в других странах (Иран, Пакистан), где проявление фанатизма достигает пика.

В Грузию поступает исламская религиозная литература, которая имеет, в основном, просветительское назначение. Эти книги служат повышению уровня религиозной веры и вместе с этим пропагандирует ислам. Упомянутая литература по своему содержанию делится на две группы — шиитскую и суннитскую.

Созданная на основе шиитской догматики литература поступает из Исламской Республики Иран и предназначена для азербайджанского населения. А изданная в Турции литература рассчитана на азербайджанцев, последователей сунитского ислама и на грузинский этнос.

В Тбилиси существует «Фонд возрождения мусульман», целью которого является привлечь капитал для реставрационных [90] работ мечети и для удовлетворения 5 различных потребностей верующих.

В 1989 г. в Марнеули Али Зана Аскеровым была создана мусульманская организация «Геират», целью которой является защита интересов азербайджанского населения в Грузии 6.

До сегоднящнего дня несколько раз произошла реорганизация и восстановление «геирата». На этой основе были созданы организации «Озан» и «Мили геират». Деятельность «Озана» — грузино-азербайджанские культуные взаимодействия, а что касается «Мили геирату», он проводит курс «Гейрата», но является сравнительно небольшой организацией; ее офисы расположены в деревнях Марнеули.

На современном этапе в Тбилиси не существует юридическо-теологических школ, т.е. мазпабов, которые, в основном, порождены суннитским исламом. Нынешний вид ислама в Тбилиси в значительной степени обусловлен следующими причинами:

  1. В советском пространстве с религией боролась официальная государственно-политическая идеология, которая старалась, как можно более ослабить роль и влияние веры на масс.
  2. Воспрепятствовалось развитие религии как науки, и это препятствие хорошо отражалось и на исламе.
  3. В Тбилиси произошло сближение, но не слияние ортодоксального и шиитского ислама, что мешает проявлению очевидной разницы в мусульманском населении.
  4. Обучением в тбилисском медресе руководили не имеющие высшего духовного образования лица, что и определяло уровень обучения.

С начала 90-х годов ХХ века, как в общем, так и конкретно в мусульманах начинается религиозная активность и заинтересованность собственным вероисповеданием. После этого проводятся мероприятия для повышения общего уровня обучения в тбилисском медресе и религиозности мусульманов, что выразилось и в приглашении [91] педагога из Ирана, и в финасировании молодых мусульман, которые отправляются для получения высшего духовного образования в религиозные центры мусульманских стран Востока. Растет число желающих принять участие в проведении «Хаджи».

Толерантность всегда была характерной чертой Грузии и грузинского народа, что давало возможность людям другой нации и веры, которые приезжали сюда, чувствовать себя как на своей родине. Такое историческое отношение грузин к религии и обусловило мирное сосуществование конфесий, существующих в Грузии, что хорошо отразилось и на местном мусульманском населении. Противостояние как между собой, так и с приверженцами других конфессий места не имело.

Примечания
  • [1] Томадзе А. Демографический портрет Грузии. Тб. 1993. С. 87 (на груз. яз.).
  • [2] Баиндурашвили Х. Современное состояние ислама в Тбилиси: Историко-этнографические штудии. VI. Тб. 2003. С. 173. (на груз. яз.)
  • [3] Саникидзе Г. Ислам и мусульмане в современной Грузии. Тб. 1999. С. 37 (на груз. яз.)
  • [4] Гоциридзе Г. Мусульманский праздник «Мохарам» в Тбилиси. Тб. 1988. С. 50.
  • [5] Саникидзе Г. Ислам и мусульмане в Грузии. Тб. 1999. С. 35.)
  • [6] Там же. С. 34.

Похожие тексты: 

Комментарии

Ислам в посткоммунистическом Тбилиси

Аватар пользователя АВТАНДИЛ
АВТАНДИЛ
пятница, 21.09.2007 00:09

В тексте допушена грубеишая ошибка:-болшая часть населения грузии не МУСУЛЬМАНЫ а ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТЕАНИ с 4 века, надеюсь ета ошибка не умышленая а механическая!!! ПРОШУ ИСПРАВИТЬ

Добавить комментарий