Метод самоисследования Шри Рамана Махарши как средство духовного развития

[6]

Несомненно, в любой религиозной концепции присутствует определенный метод духовного развития адептов. Учение Бхагавана Шри Раманы Махарши — индийского философа и мудреца, в этом смысле не является исключением. Он родился в1879 и умер в 1950 г. Большую часть жизни он прожил на горе Аруначала, что возле городка Тируваннамалай в южноиндийском штате Тамилнад. Им был разработан метод «Атма-вичара», что можно приблизительно перевести с санскрита как «Поиск я». Суть его заключается в тщательном исследовании человеком своего внутреннего чувства «Я» с целью ответить на вопрос «Кто я?».

Зачем нужно искать себя и что это за таинственное «Я»? Ответ на этот вопрос содержится в учении Шри Раманы, его взглядах на мир, на природу человека.

Учение Шри Раманы лежит в русле традиционного для индуизма течения, адвайты-веданта. Шри Рамана Махарши утверждает, что внешний мир, состоящий из объектов и воспринимаемый человеком повседневно, сам по себе нереален, не существует. Он является лишь порождением ума, проецирующего его вне себя. Сам ум, по Шри Рамане, есть совокупность психических процессов, таких, как память, мышление, интеллект и т. д. Внешние объекты кажутся реальными только из-за действия ума. Действительно существует и является основанием для порождаемого умом мира только одна неделимая бескачественная сущность, истинная реальность, которая, по Шри Рамане, есть Бог, Абсолют.

Человек как индивидуальность, отдельная личность, также нереален. Настоящая суть человека состоит в той самой истинной реальности, Боге. Однако человек обычно думает, что он — отдельная личность, тело. Шри Рамана говорит, что это ошибочное мнение. Он разделяет чувство «Я», ощущение «Я есть», достоверно имеющееся у каждого человека, и тело, которое на самом деле нереально. Это внутреннее чувство «Я есть, я существую», и является истинной его сутью, т. е. Богом.

По Шри Рамане, страдания человека возникают вследствие отождествления чувства «Я есть» с телом. На основе мысли «я есть тело» возникают и все остальные мысли. Мысли являются источником страданий; истинное счастье, вечное и неразрушимое, находится в чувстве «Я есть», неотождествленном с телом. Все мысли, в том числе «я есть тело» как основная мысль являются преградой, завесой, мешающей человеку осознать свое истинное «Я».

«Познайте, что в действительности вы есть бесконечное, чистое Бытие, Абсолютное Я, — говорит Шри Рамана. — Вы всегда являетесь тем Я и ничем иным, кроме того Я».
[7]

Для постижения себя и обретения вечного счастья необходимо разрушить преграду из мыслей. Для этого Шри Рамана Махарши предлагает свой новаторский метод само-исследования, «Атма-вичара». Он заключается в сосредоточении внимания человека на чувстве «Я», «Я есть» посредством внутреннего вопрошания «Кто я?». При возникновении в уме мысли человеку необходимо не следовать за ней, а спросить: «Для кого возникла эта мысль?». Последует ответ: «Для меня». Тогда нужно спросить: «А кто этот я?». Это приводит к перенаправлению внимания от мысли к тому, кто эту мысль воспринимает, кто думает. Это, в свою очередь, приводит к успокоению, угасанию мысли и сосредоточению ума на чувстве «Я».

Мысли могут появляться снова, отвлекая внимание от «Я», но независимо от того, сколько их будет, надо постоянно практиковать такое вопрошание. По мере практики мыслей будет все меньше, и все дольше возможно будет удерживать ум на чувстве «Я». «Если вы бдительны и прилагаете непреклонные усилия, чтобы отвергнуть каждую мысль при ее появлении, то вскоре обнаружите, что заходите внутрь себя все глубже и глубже… Это расследование приведет в конце концов к открытию внутри вас чего-то, находящегося за умом». В конце-концов внимание человека полностью сосредотачивается на чувстве «Я», не отвлекаясь мыслями. Человек, таким образом, познает себя истинного, достигает просветления, самадхи. Это есть состояние вечного счастья, неразрушимого блаженства.

«Реальность — просто утрата эго [мысль «Я есть тело»]. Уничтожьте эго поиском его подлинности. Так как эго не имеет действительного бытия, то оно непрозвольно исчезнет, а Реальность затем будет сиять Сама по Себе».

Метод Шри Раманы Махарши предельно прост. Он не требует принятия каких-либо религиозных постулатов и догм, так как единственным его основанием является наличие несомненного ощущения «Я есть, я существую», и поэтому может практиковаться адептом любой религии. Вследствие этого в наши дни, спустя 50 лет со дня смерти Шри Раманы, метод находит много приверженцев по всему миру.

Литература


  1. Шри Рамана Махарши: Весть Истины и Прямой Путь к Себе (составление и перевод Могилевера О.М.) Ленинград, 1991.
  2. Будь тем, кто ты есть! Наставления Шри Раманы Махарши. (составление и перевод Могилевера О.М. СПб., 1994.
  3. Шри Рамана Махарши: Жизнь и путь. (Могилевер О.М.). СПб., 1995.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий