Развитие биотехнологии и современные цивилизации: между глобализмом и национализмом

[223]

Современные проблемы, с которыми столкнулось человечество, вызывают особое беспокойство научного сообщества. Рост национализма во многих регионах Земного шара, тенденции к сепаратизму, резкая активизация терроризма, принявшего фактически глобальный характер, способствуют усилению социальной напряженности, повышению уровня потенциальной опасности фактически во всех странах мира. В решении этих проблем особую роль должны сыграть не только политики и специалисты, традиционно занимающиеся этой проблематикой, но также философы, историки и ученые, специализирующиеся в естественных науках.

Казалось бы, вклад профессионалов в этих сферах научного знания в решение актуальных проблем современности в принципе не может быть решающим. Мировые проблемы обычно представлялись уделом мировых политиков, которые только и могут принимать соответствующие решения. Однако в современном мире развитие научно-технологического прогресса оказалось столь стремительно и столь масштабно, что именно от научно-технологического развития в значительной мере зависит теперь уровень благосостояния отдельных стран и мира в целом.

В этой связи удельный вес ученых и специалистов в естественных науках при принятии важнейших государственных и международных решений должен быть многократно увеличен. Не желания отдельных политиков и даже не настроения политических элит должны определять характер принимаемых решений, а точный научный расчет должен стать основой как для принятия отдельных решений, так и для определения стратегии национального и глобального развития. Только на пути широчайшего использования научных знаний, накопленных человечеством за все время его эволюции, возможно обеспечение фундамента долговременного устойчивого развития человечества.
[224]

Однако все научное знание нельзя сводить только к его научно-технологической ипостаси, необходимо также самым активным образом использовать методологические и другие достижения философских наук. Синтез философии, истории и научно-технологического знания дает более объемную картину мира, нежели только одна из частей этого знания. И в этой связи особое значение следует придавать развитию не только научно-технологического знания, но также философии и истории.

Именно философия, используя свои собственные методологические подходы, может дать представления не только об отдельных сторонах человеческого бытия, но и о бытии в целом. Методология философии позволяет не ограничиваться только эмпирическим опытом и отдельными научными теориями, но воспринять мир как всеобщее во всем его единстве и многообразии. Такое по определению не под силу ни одной из отдельных наук, пусть даже самой фундаментальной из них.

Отделяя одни стороны человеческого бытия от других или одни уровни организации природы от других, отдельные науки неизбежно сужают видение человека и мира. Положительным в этом является то, что такое суженное видение человека и мира позволяет заглянуть в них глубже, рассмотреть детали. Образным сравнением в этом случае может служить микроскоп — прибор, который имеет лишь очень ограниченное поле зрения, но зато позволяет рассматривать даже самые мелкие детали.

Масштаб видения человека и мира, доступный философии, позволяет изучать их целиком. Именно в этом состоит главная сила философии, но это неизбежно предопределяет и оборотную сторону философии — она не может рассмотреть многие отдельные детали, не может дать точные ответы на многие конкретные вопросы. И именно поэтому философия так часто оказывается на острие критики со стороны ученых, специализирующихся в отдельных науках.

Философия, как предельно общая наука, не может рассмотреть отдельные детали. Но и требовать это от нее совершенно бессмысленно. Образно говоря, такое требование равносильно желанию увидеть на карте Земного шара небольшие озера или острова.

Философия часто не может дать и точные ответы на конкретные вопросы. Но это и не является ее задачей — для этого существуют отдельные науки, которые как раз и должны давать ответы на такие вопросы. Задача философии состоит в том, чтобы предоставить человеку общее видение мира и самого себя, понять свое место в мире, дать основу верного мировоззрения.
[225]

Философия, таким образом, обобщает отдельные науки, дает общее представление о науке, о мире и о человеке. Отдельные науки позволяют человеку увидеть отдельные фрагменты общей картины более детально, получить точные ответы на отдельные конкретные вопросы. История же в таком контексте позволяет увидеть не просто статическую картину, но картину в динамике, дать не фотографию мира, а кинофильм о развитии мира.

Единство науки в современном мире не является уже свершившемся фактом. Более того, длительное время продолжающаяся диверсификация научного знания привела к значительному обособлению отдельных наук как друг от друга, так и от философии и истории. Философия в настоящее время вообще рассматривается некоторыми авторами как нечто, в принципе не являющееся наукой.

Такой подход к философии нельзя признать справедливым — философия должна быть признана наукой, хотя и наукой в значительной мере особенной. Эта особенность философии по отношению к отдельным наукам состоит в ее предельно общем характере. Однако научный статус философии не должен подвергаться сомнению (естественно, когда речь идет о философии, а не о псевдофилософии).

Философия теснейшим образом должна быть связана не только с общественными науками (эта связь вполне очевидна), но также и с науками естественного ряда. Хотя сам язык современной философии далеко не всегда понятен ученым и специалистам в естественных науках (как, впрочем, и язык современного естествознания далеко не всегда понятен философам), необходимо искать и находить взаимопонимание между философией и естествознанием. Только при достижении такого взаимопонимания возможно достижение крупных успехов в понимании мира, природы и человека.

Однако исторически взаимоотношения философии и естествознания оказались омрачены периодом, когда философы стремились к доминированию в этом диалоге, когда сам диалог пытались превратить в монолог, в котором ученым и специалистам в естествознании была отведена пассивная роль. Философия в тех исторических условиях находилась под жесточайшим идеологическим контролем, и ей, разумеется, нельзя ставить в вину такое развитие событий. Естественные науки в результате этого также были самым серьезным образом деформированы, а некоторые из них (такие как генетика) были вообще объявлены «лженауками».

Существенное отставание в развитии отечественной биотехнологии как раз и обусловлено тем, что в свое время отечественная генетика понесла [226] серьезнейший урон вследствие идеологического давления, облеченного в философские теории. Вместо естественного развития отечественных генетических исследований произошел слом научной мысли в этом направлении — виднейшие ученые были отстранены от своей работы, а многие даже оказались в заключении. Трагична судьба крупнейшего ученого-генетика Николая Ивановича Вавилова, достигшего мировой известности и фактически казненного за свои научные убеждения.

Философия того времени стремилась обеспечить не только общее понимание мира и человека, но и дать точные ответы на отдельные конкретные вопросы, даже если эти вопросы касались таких сфер, как устройство наследственного механизма биологических организмов. Философы тогда пытались вывести из своих представлений то, как должен быть устроен механизм наследственности и как велико может быть влияние окружающей среды на биологический организм. Такой подход позволял им фактически навязывать свои выводы ученым и специалистам, работающим в биологических науках, «закрывая» одни биологические теории и «подтверждая» другие биологические гипотезы.

Влияние окружающей среды на биологические организмы представлялось в качестве безусловно доминирующего фактора в развитии любого биологического организма. При этом роль генетических программ, определяющих развитие и функционирование биологических организмов, в значительной мере принижалась. В итоге философия выступила в качестве теоретической базы так называемого «мичуринского учения» в биологии и явилась важнейшей ударной силой, направленной на разгром научных генетических представлений и научно-исследовательских организаций, работающих в этой сфере.

В итоге отечественная генетическая наука на долгое время оказалась под строжайшим официальным запретом, а зарубежные генетические научные исследования продвигались в то же время полным ходом. Именно в то время, когда за рубежом были выяснены основы генетического устройства биологических организмов, в отечественных научных учреждениях даже упоминание о поддержке генетических исследований могло повлечь отстранение от возможности работать в науке вообще. Отечественная биотехнология в результате этого лишилась важнейшей основы для своего дальнейшего развития, что неизбежно привело к ее отставанию от зарубежной биотехнологии.

Роль философии в понимании устройства биологических организмов должна быть кардинальным образом переосмыслена. Нельзя философией [227] подменять биологию (как и любые другие науки), нельзя из философии выводить представления об устройстве биологических объектов (как и любых других объектов) — представления, которые могут быть получены только в результате конкретных экспериментальных исследований. Но, вместе с тем, нельзя и принижать роль философии в развитии отдельных наук, принципиально отделять философию от других наук, ставить ее вообще вне научной сферы.

Философия может и должна обеспечить методологическую основу развития как социальных, так и естественных наук. Одновременно, философия должна постоянно воспринимать новое в развитии отдельных наук, обобщать их как экспериментальные, так и теоретические достижения. Именно в этом заключается успех развития самой философии, успех в достижении взаимопонимания и взаимообогащения философии и отдельных наук.

Человечество в настоящее время стоит на пороге сложнейших изменений в самих основах своего бытия. От сосуществования отдельных стран и культур человечество стремительно переходит к глобальному мироустройству. В понимании и, более того, в направлении этого процесса в правильное русло должно решающую роль сыграть вся наука, а философия — в первую очередь.

Глобальное и национальное в понимании современного человека уже обросло совершенно ненужными ассоциациями и мифами. Глобализм уже приобрел вполне очевидную идеологическую окраску и уже воспринимается как вполне очевидная идеологическая доктрина (достаточно вспомнить о противостоящем ему движении антиглобалистов). Национализм же в его современном виде вообще вышел из четкого научного понимания, приобрел слишком многозначное восприятие и толкование.

Глобализм следует рассматривать как своего рода идеологию, направленную на создание единого мироустройства, охватывающего все страны. В своих конкретных социально-экономических проявлениях глобализм может иметь различные формы. В настоящее время глобализм реализуется в форме либерального социально-экономического устройства общества.

Однако это вовсе не означает, что либеральная форма глобализма единственно возможная. Совершенно очевидно, что могут существовать и другие формы глобализма, весьма далекие от его современной формы. Однако сегодня, когда говорят о глобализме, подразумевается именно его либеральная модель.
[228]

Глобализм (вне зависимости от его конкретной социально-экономической формы) противопоставлен регионализму, синонимом которого часто считают национализм (что, вообще говоря, не совсем точно). В этом противостоянии глобализм и национализм можно рассматривать как противоположные сущности, как своего рода антиподы. В борьбе глобализма и национализма можно найти корни многих самых острых проблем современности.

Глобальное устройство современного мира объективно обусловлено интеграцией национальных экономик, широким развитием современных систем телекоммуникаций и результатами научно-технологического прогресса в целом. С другой стороны, национальное устройство также имеет объективную основу, которая обусловлена не только историческим развитием, но и природно-биологическими факторами. Именно природно-биологические факторы в значительной мере способствуют формированию определенного национального типа.

Довольно долгое время роль национального существенно принижалась, а национальное самосознание рассматривалось даже как пережиток прошлого. Что касается роли природно-биологических факторов в развитии и поведении человека, то об этом было вообще рискованно говорить. Обвинения как в расизме, так и в биологизаторстве были всегда наготове и в этом случае незамедлительно пускались в ход.

Стандартность подхода к национальным проблемам выражалась в признании ограниченного права на национальную культуру. При этом отсутствовало глубокое понимание биологических аспектов, определяющих различие народов. Попытки объективных научных исследований в этой направлении жесточайшим образом пресекались.

Лишь сравнительно в недавнее время стало возможно проведение таких научных исследований. Возможность эта появилась и благодаря изменениям в политическом климате, и благодаря разработке новых биологических методов. В данном случае особую роль играют методы генетического анализа, основанные на сравнении геномов разных народов.

Это направление научных исследований, если оно будет продолжено, обещает предоставить объективные данные относительно действительных биологических различий народов на их генетическом уровне. Вместе с тем, результаты таких исследований не могут не восприниматься как мощнейший аргумент в современных политических дискуссиях и спорах. Все это обязывает ученых, проводящих такие исследования, с особой осторожностью относиться к выводам, которые они делают.
[229]

Одна из важнейших задач философии и всей науки современного времени состоит в создании теории, охватывающей все стороны человеческого бытия. Эта теория должна обеспечить научную основу гармоничного развития человека и всего человечества. Политика, основанная на силе (физической, военной, экономической и любой другой) должна уступить место политике, основанной на объективных научных данных и выводах.

Биотехнология, как и многие другие технологии, в своем развитии вне всякого сомнения вызовет радикальные изменения в жизни человека. Как на индивидуальном, так и на социальном уровне, широкое применение новейших достижений высоких технологий уже привело к значительным изменениям. То, с каким знаком — положительным или отрицательным — эти изменения скажутся на человечестве, зависит от самого человека, а не от используемых технологий.

В ближайшем будущем проблемы глобального и национального приобретут особо острый характер. Доступность современных видов оружия (не только обычного, но также и оружия массового поражения) делает возможным осуществление крупномасштабных террористических актов. Попытки решения проблем национального устройства посредством террористических методов в настоящее время, к сожалению, становятся все более частыми и все более тяжелыми по своим последствиям.

Возможность использования террористами биологического оружия в последнее время переходит из разряда потенциального в разряд актуального. В случае если будет использовано это оружие, возможны совершенно иные сценарии развития событий, чем те, по которым они разворачиваются при проведении террористических актов с применением обычных видов оружия. Массовая гибель людей в случае искусственно вызванных эпидемий может вызвать столь же массовые ответные действия.

Так, общие выводы относительно глобального и национального, доступные философскому анализу, становятся взаимосвязанными с проблемами национального самоопределения, роста терроризма и развития новых технологий. В этом конгломерате проблем верные решения могут быть созданы только в результате системного взаимодействия философов, ученых и специалистов в области естественных, общественных и технических наук. Развитие современных технологий становится в этом случае теснейшим образом связано с общими философскими выводами о самых важных проблемах человеческого бытия и социального устройства.
[230]

Важнейшая проблема современной философии состоит в ее отдаленности от естественных и, тем более, технических наук. Негласно обычно предполагается, что проблемы развития естествознания и техники могут быть решены без участия философии. Однако такое мнение, несмотря на свою распространенность, глубоко ошибочно.

Только в системном взаимодействии философов, ученых и специалистов из различных наук может быть найден ключ к решению сложнейших проблем, стоящих перед современным человечеством. Однако для такого взаимодействия необходимо не только понимание необходимости его со стороны философов, ученых и специалистов, но также их активные действия. И именно это становится все более актуальной задачей перед всем ученым сообществом.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий